СТИХИЯ РОМАНТИЗМА

7 ноября Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением известного российского дирижера Ильи Дербилова языком музыки рассказал слушателямо самой вдохновенной и чувственной эпохе в истории европейского искусства – эпохе романтизма. В программе концерта прозвучали сочинения выдающихся зарубежных композиторов XIX и ХХ столетий: К.М. фон Вебера, Ф. Мендельсона, А. Дворжака, А. Понкьелли и Я. Сибелиуса.

Концерт прошел при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

«Разум ошибается, чувство – никогда», - эти слова немецкого композитора и публициста Роберта Шумана стали самым точным определением эпохи романтизма.

Романтизм возник на рубеже XVIII-XIXвеков в Европе. Уже отгремели залпы и утихли лозунги Великой Французской революции, и многие ее идеи так и остались образами утопии о равенстве, свободе и братстве. Разочаровавшись в попытках создать мир во имя всеобщего блага, люди задумались: что есть Я в этом мире?

На этот вопрос пытались ответить ведущие умы того времени. Новое направление повлияло на все виды искусства, но именно музыка стала главной «стихией» романтизма, целый век общаясь с миром языком чувства: важен каждый миг, каждое ощущение…

В программе прозвучали произведения, которые в определенной мере можно назвать символами эпохи «чувства и впечатления». Концерт открыла увертюра к опере «Оберон» Карла Марии фон Вебера, одного из основоположников романтизма в музыке и, в частности, жанра романтической оперы. Увертюра к «Оберону» - своего рода краткий тезисный пересказ сюжета, где использованы темы главных персонажей, где сочетаются фантастический мир и вполне реальные переживания.

Романс для скрипки с оркестром фа минор Антонина Дворжака, где в качестве солиста выступил артист РГСО Алексей Черкасов, представил в программе одну из важных сторон романтизма – обращение к национальным истокам, к народной музыке. В лиричной, несколько камерной музыке, использованы песенные мотивы чешского фольклора.

Итальянская культура в XIXвеке главным образом представлена музыкальным театром. Опера «Джоконда» Амилькаре Понкьелли является одним из главных шедевров в своем жанре. Один балетных номеров из оперы – известный «Танец часов» - прозвучал в концерте.

Эпоха романтизма оказалась довольно продолжительной. По мнению одних исследователей, она заняла целый век. По мнению других, закончилась в 1957 году, со смертью финского композитора Яна Сибелиуса, «последнего романтика». В концерте прозвучало, пожалуй, его самое популярное произведение – «Грустный вальс» из музыки к драме А. Ярнефельта.

Кульминацией музыкального повествования о «стихии» романтизма стало исполнение увертюры Ф. Мендельсона «Гебриды, или Фингалова пещера». В XIXвеке начала развиваться тема активного туризма по необычным местам. В 1829 году Ф. Мендельсон посетил необычный остров Стаффав Шотландии, где находится «поющая» пещера, состоящая из базальтовых многогранников. По легенде, кельтский герой Фингал некогда построил на этом месте исполинского размера плотину, соединяющую Шотландию и Ирландию. Пещера поразила путешественника Мендельсона. Очарованный суровой причудливостью этого места, композитор написал увертюру, в которой, с одной стороны, пытался написать «живописное полотно» с помощью ярких звукоизобразительных приемов, с другой стороны, передать необъятное чувство восторга перед природой.


Возврат к списку