ЗОЛОТЫЕ СТРАНИЦЫ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ

22 ноября в зале камерной музыки выступил Рязанский камерный хор (художественный руководитель Алексей Ракин, главный хормейстер Ирина Антонова). В программе концерта прозвучали сочинения В. Салманова, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и В. Гаврилина, написанные в ХХ веке.

В ХХ веке возник новый виток в развитии хоровой музыки. В этот период произошло смешение традиционных форм с новыми тенденциями. В советской истории хоровое пение имело большое значение, так как использовалось в массовом искусстве как культурный способ народного объединения. Музыкальный язык усложнился и приобрел новые звукоизобразительные приемы в многоголосии.

Цикл из шести поэм на стихи Назыма Хикмета был написан Вадимом Салмановымв 1959 году. Композитора привлекала в творчестве турецкого поэта высокая нравственная и гражданская позиция, романтически наивное стремление к победе добра над злом. Музыка цикла разнохарактерна и динамична. В исполнении Рязанского каменного хора прозвучали, пожалуй, самые яркие поэмы: «Тишина», «Лев в железной клетке» и «Издалека».

Хоровое творчество Дмитрия Шостаковича представлено в программе обработками народных песен «Венули ветры» и «Как меня, младу-младешеньку», а также номерами из цикла «Десять хоровых поэм на слова революционных поэтов».

Родион Щедрин, наш современник, ещё при жизни стал классиком. В его творчестве особое значение имеет вокальная музыка, будь то жанр оперы или кантаты. Многие произведения носят для композитора личный характер. Так, «Четыре хора на стихи Александра Твардовского», повествующие о события Великой Отечественной войны, Р. Щедрин посвятил своему брату, не вернувшемуся с поля боя. Две композиции – «Прошла война» и «К вам, павшие» - прозвучали в программе вечера.

Безусловной жемчужиной русской хоровой музыки стало творение Валерия Гаврилина –хоровая симфония-действо «Перезвоны». Созданная как страстная реакция на творчество Василия Шукшина, она стала олицетворением любви к родному краю, к народному звучанию, к творческому естеству. Сам В. Гаврилин объяснял так: «То, что Шукшин исповедовал, над чем мучительно думал, постоянно отзывается во мне. Корни его искусства глубоко уходят в родную землю...Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

Рязанский камерный хор представил три номера из симфонии-действа «Перезвоны»: «Ти-ри-ри», «Воскресенье» и «Вечерняя музыка».


Возврат к списку