В ФИЛАРМОНИИ ОТМЕТИЛИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ МУЗЫКИ

1 октября во всем мире празднуется Международный день музыки. Традиционно Рязанская филармония это событие отмечает новым интересным проектом. В этот раз в зале камерной музыки выступил ансамбль «Солисты Рязани». В программе прозвучали фортепианный квинтет ля минор Э. Эдгара и сочинения для кларнета и фортепиано.

Международный день музыки отмечается с 1975 года. Среди тех, кто в Международном музыкальном совете активно выступал за учреждение профессионального праздника, были композитор Дмитрий Шостакович и скрипач Иегуди Менухин. Главная цель Дня – популяризация музыкального искусства во всех уголках мира, вне зависимости от национальности и социального статуса граждан.

Праздничный концерт, прошедший в филармонии, можно условно разделить на две тематические части.

В первой Елена Яковлева (фортепиано), Александра Демченко (первая скрипка), Алексей Черкасов (вторая скрипка), Татьяна Крылова (альт) и Павел Воробьев (виолончель) исполнили фортепианный квинтет ля минор ор. 84 Эдварда Эдгара, крупнейшего английского композитора рубежа XIX-ХХ столетий.

История создания произведения такова. В 1917 году Эдвард Элгар вместе со своей женой Эллис уехал из Лондона и поселился в Бринквеллсе, графство Суссекс, где сосредоточился на написании камерной музыки.

Там же летом 1918 года он начал работу над своим фортепианным квинтетом. Согласно записям его супруги, на создание сочинения композитора вдохновила легенда о нечестивых испанских монахах, проезжавших через здешние леса и за свои грехи превращенных в деревья.

Во второй половине концерта кларнетист Сергей Мунинкин и пианистка Елена Яковлева представили сочинения А. Гедике, А. Блоха, Й. Горовица, Ф. и М. Жанжан и других. Тембровое сочетание духового и клавишного инструментов давно используется композиторами. К примеру, в эпоху барокко одним из самых популярных ансамблей был дуэт флейты и клавесина.

Мода менялась, и в XIX веке пальму первенства заняли ансамбли со струнными инструментами. К счастью, в следующем столетии композиторы, дабы расширить звуковую палитру, стали обращаться к «старым новым» инструментальным сочетаниям. ХХ век подарил миру замечательные образцы камерной духовой музыки.

Программа, которую исполнили С. Мунинкин и Е. Яковлева, раскрывает все выразительные возможности дуэта кларнета и фортепиано. Кларнет – один из самых пластичных деревянных духовых инструментов, которому подвластны и кантилена, и виртуозный пассаж. Фортепиано – настоящий соратник, умеющий поймать настроение и все тонкости звучания своего партнера. К примеру, в «Ноктюрне» А. Гедике кларнет будто пел протяжную, несколько печальную песнь. А в «Guisganderie» Ф. и М. Жанжан, напротив, кларнетоваямелодия стала лёгкой и подвижной.

Многие произведения стали для слушателей открытием, так как подобная музыка нечасто звучит с концертной эстрады. Однако были и знакомые мотивы, которые меломаны бесспорно угадали. В программе прозвучала концертная фантазия А. Розенблата для кларнета и фортепиано на темы оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Финальным аккордом праздничного вечера стало исполнение ансамблем «Солисты Рязани» «Танго-клуб» из сюиты «Четыре картины из жизни Нью-Йорка» Р. Молинелли. К фортепианному квинтету присоединился артист ансамбля Игорь Кукуев (контрабас), а Сергей Мунинкин исполнил страстное соло на кларнете.

Концерт смогли услышать жители отдаленных уголков области. В культурных и образовательных учреждениях Спасского, Пронского, Захаровского и Касимовского районов в рамках проекта «Всероссийский виртуальный концертный зал» прошли прямые трансляции.

Также в режиме онлайн в группе филармонии ВКонтакте и на YouTube концерт увидели те, кто не попал на мероприятие в живую.


Возврат к списку