Разговор по нотам. Сергей Крюков

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

Сергей, как Вы начали заниматься музыкой? Почему выбор пал именно на флейту?

Я родился в Новомосковске Тульской области в обычной советской семье: мама трудилась на кожгалантерейной фабрике, папа работал инженером на заводе. Старшая сестра занималась на фортепиано. Я начал подбирать мелодии, самостоятельно осваивал фортепианный репертуар начальной школы. В семь лет начал обучение на флейте в ДМШ №1 города Новомосковска. Сначала это была флейта пикколо. В десять лет продолжил учиться на «большой» флейте. Выбор на флейту пал случайно. Дело в том, что в раннем детстве я часто болел воспалением легких, и врачи посоветовали либо заняться плаванием, либо учиться на духовом инструменте. Так совпало, что в моем доме, в соседнем подъезде, жил мальчик, который занимался на флейте у замечательного преподавателя - Павла Федоровича Присяжного.

Расскажите о Вашем периоде ученичества и студенчества. Кто из Ваших педагогов сильно повлиял на Вас?

В классе Павла Федоровича мне было учиться интересно, он вложил в меня много сил, передал весь свой опыт. Появились первые результаты. Сначала это были победы на городских и областных конкурсах, а затем – на всероссийском и международном. В период обучения в музыкальной школе я уже играл в училищном симфоническом оркестре. Исполнял разные партии - вторую флейту, партию гобоя, даже партию ударных. Когда поступил в училище, перешел на первую флейту.

В эти годы мне запомнилась поездка в Грецию с училищным симфоническим оркестром, а также победа на Республиканском конкурсе в Казани.

Греция 1996 год. Фото из личного архива.
Греция 1996 год. Фото из личного архива.

В 1999 году, не закончив училище, я поступил в Московскую государственную консерваторию в класс профессора Ю.Н. Должикова. Но проучился я там недолго, всего год – не сошелся характером с профессором. Так бывает...

Париж 1999 год. Штаб-квартира Юнеско. Фото из личного архива.
Париж 1999 год. Штаб-квартира Юнеско. Фото из личного архива.

За этот год самым запоминающимся событием стала поездка с консерваторским симфоническим оркестром во Францию и участие в торжественном концерте в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже.

В 2000 году я поступил в Российскую академию музыки имени Гнесиных в класс народного артиста России, профессора Альберта Леонидовича Гофмана. Обучение у этого легендарного флейтиста произвело на меня неизгладимое впечатление. Во время обучения в академии мне посчастливилось общаться с прекрасными педагогами и музыкантами мирового уровня.

С В.П. Самолетовым . Фото из личного архива
С В.П. Самолетовым . Фото из личного архива

По окончании учебы в РАМ им. Гнесиных я поступил в аспирантуру по специальности «камерный ансамбль», где вместе с супругой (она пианистка) в течение трех лет постигал премудрости игры под руководством профессора Валерия Петровича Самолетова.

Интересный факт: Вы долгое время преподавали в музыкальной школе, особенно не уделяя время исполнительской практике. С чем связан такой выбор?

В ДМШ им. М.П. Мусоргского в Москве я пошел работать случайно - попросили временно подменить ушедшего на пенсию педагога. Но потом втянулся, привык к ребятам-ученикам. Работа в музыкальной школе не мешала мне музицировать, а наоборот, помогала – на базе школы я мог заниматься на инструменте без ограничения по времени, у меня был свой кабинет. Также у меня был достаточно гибкий график. Например, работая в музыкальной школе, я договорился и смог поехать на гастроли в США на месяц.

США. 2006 год. Фото из личного архива.
США. 2006 год. Фото из личного архива.

Меня просто подменил другой педагог. Я сотрудничал с разными коллективами – это и оркестр Московской филармонии, оркестр «Эрмитаж», Московский симфонический оркестр, Академический Большой концертный оркестр им. Ю. Силантьева и другими. Также я выступал в составе камерных ансамблей, в концертах органной музыки на различных площадках Москвы.

Москва, 2015 год. Фото из личного архива.
Москва, 2015 год. Фото из личного архива.

Но больше всего мне запомнился концерт в Волгограде в Волгоградском государственном университете, где я со своей супругой и Валерием Петровичем Самолетовым исполнял в двух отделениях музыку зарубежных и русских композиторов. Играть для студентов оказалось незабываемым позитивным опытом!

И почему все-таки Вы решили оставить педагогику и пойти работать в оркестр?

- Педагогику я окончательно не оставил, продолжаю преподавать в свободное от работы в филармонии время. Даю консультации, мастер-классы. Этот формат сейчас мне наиболее интересен.

Почему выбор пал именно на Рязанский губернаторский симфонический оркестр?

- В первый раз я приехал в Рязань в 2014 году - с оркестром им. Ю. Силантьева мы давали концерт в филармонии. Мне уже тогда понравился город – исторический центр, в частности. И когда в 2018 году знакомая виолончелистка мне сказала, что в Рязанский симфонический оркестр требуется флейтист, я решил приехать и попытать счастья в новом коллективе.

Как мною было сказано выше, я сотрудничал со многими оркестрами, но это все были либо замены, либо недолгосрочные проекты, либо конкурсы на «живые» места. А тут мне представилась возможность поработать вместо уехавшей флейтистки. Я приехал познакомиться, а заодно прослушаться, и когда Сергей Анатольевич обрисовал планы оркестра на сезон, я понял, что мне это очень интересно.

Отметили ли для себя какие-то индивидуальные черты коллектива на первых порах?

В РГСО мне как-то сразу стало легко и комфортно работать: чувствуется вовлеченность всех участников в рабочий процесс, то, что оркестранты не просто так ходят на работу «для галочки». Также понравилось отсутствие закулисной борьбы, интриг. Какие-то вопросы и недопонимания разрешаются максимально быстро.

Вы работаете в РГСО с 2018 года. С одной стороны, это незначительный срок. С другой, в жизни активно концертирующего коллектива – это много интересной работы. Какие концерты за это время Вам в работе запомнились больше всего, какие врезались в память?

- Честно говоря, мне врезались в память все концерты. Каждый по-своему. Это настолько насыщенная и разнообразная программа, что скучать на приходится.

Но все-таки я бы особо выделил концерты, в которых исполняются симфонии. Думаю, я только недавно «дорос» до должного исполнения именно симфоний. Есть мнение, что дирижер – это профессия второй половины жизни, я с ним отчасти согласен. Так вот я считаю, что для исполнения симфоний Бетховена, Чайковского, Прокофьева, Шостаковича тоже надо пройти определенный жизненный путь, иметь некий «багаж» за плечами.

Ну и, конечно, мне запомнился Первый международный фортепианный конкурс русской музыки. Приезжали удивительные ребята – пианисты, щедро оснащенные в техническом и музыкальном плане.

Уверен, впереди нас ждет еще много замечательных музыкальных событий!


Возврат к списку