Разговор по нотам. Татьяна Башарина

- Татьяна, в каком году Вы пришли в Рязанский русский народный хор?

- Я пришла в хор в 2017 году, 8 августа.

- Быстро ли «влились» в состав?

- В коллектив влилась быстро, ведь была знакома с некоторыми артистами ещё вне стен филармонии, а с другими даже вместе училась в музыкальном колледже. Художественный руководитель хора Светлана Валентиновна Сухова была моим преподавателем по вокалу в колледже. Так что я чувствовала себя как дома.

Фото Анатолия Струнина
Фото Анатолия Струнина

Я часто ходила на концерты хора, знала программы, поэтому учить партитуры для меня не составляло особого труда, всё было на слуху.

Уже через полтора месяца, 27 сентября, я выступала с премьерной есенинской программой "Родился я с песнями". Это был мой первый большой концерт.

Артисты мне всегда помогали и подсказывали на репетициях, спасибо им за это большое, благодаря этому мне не пришлось чувствовать себя брошенным в воду котёнком.

- А какие впечатления произвёл на Вас коллектив изнутри?

- Сильное впечатление на меня произвели мощные голоса артистов, одно дело- слышать общий звук из зрительного зала и совсем другое- быть "внутри" этого звука. В какой-то момент я даже не слышала свой собственный голос, такое было со мной впервые. Постепенно, конечно, я влилась в общую волну звука и уже всегда слышу и контролирую свой голос в партии.

Фото Анатолия Струнина
Фото Анатолия Струнина

Ещё одно из первых ярких впечатлений произвела первая репетиция на сцене, когда все цеха соединяются. Хор, балет, оркестр - все живут в одном ритме, у всех единый энергетический поток и абсолютная взаимосвязь.

Я хотела увидеть, как работает каждый артист, поэтому когда нужно было петь, иногда ловила себя на мысли, что просто открываю рот и смотрю, как танцует балет или играет оркестр (улыбается).

- Откуда в Вас зародилась любовь к музыке?

- Любовь к музыке мне привила моя семья ещё в самом раннем детстве. Мне включали песни Людмилы Зыкиной, под них я могла спокойно спать, стоило только выключить, и я сразу просыпалась. Впоследствии петь я стала одновременно с тем, как научилась разговаривать. Уже в будущем педагоги заметили мои вокальные способности и стали их развивать.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- А где собственно Вы начали учиться пению?

- Моя бабушка Татьяна Николаевна Башарина учила со мной стихи и сказки наизусть, такие как "Мойдодыр", "Муха-Цокотуха", "Федорино горе", "Айболит", стихи Агнии Барто и многое другое. А прабабушка Зинаида Михайловна научила меня петь частушки собственного сочинения! Вот одна из них:

"Я у мамы одна дочь,

Ничего не делаю,

Только знаю поливаю

В саду розу белую!"

Благодаря этому, когда я пошла в детский сад №11, мои вокальные способности отметила музыкальный работник Галина Владимировна Казаева и стала заниматься со мной индивидуально вокалом. С ней мы отправились на мой первый конкурс "Хрустальный камертон", где я заняла 1 место . С этого момента начался мой творческий путь.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

В музыкальную школу я решила пойти в тайне от родных, это был своеобразный сюрприз. Галина Владимировна подготовила меня к прослушиванию, я успешно его прошла, и на выпускном из детского сада об этом объявили моей маме.

В Сасовской детской музыкальной школе им. А.П. Аверкина я поступила в класс к молодому и амбициозному педагогу Марифе Вильдановне Мулиной.

Через несколько лет, по стечению обстоятельств, Марифа Вильдановна не смогла работать и со мной стал заниматься почти весь учительской состав по очереди, особое место в памяти заняла Галина Беляловна Ивашина. Она была самым возрастным учителем, и всю свою доброту, мудрость и опыт передавала мне из урока в урок, из песни в песню.

Позже ситуация со сменой учителей закончилась, со мной стала заниматься директор школы Наталья Владимировна Манухина. Несмотря на то, что её специальность "Академическое пение", она подготовила меня к поступлению в колледж.

Ещё хочу отметить свою учительницу по сольфеджио и музыкальной литературе Нину Николаевну Кукушкину.

Я, мягко говоря, не любила эти предметы, как и большинство детей, но она смогла разогреть мой к ним интерес! Благодаря ей я была блестяще подготовлена к теоретическим вступительным испытаниям в колледже.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

К слову, музыкальную школу я закончила по двум специальностям - "Народный вокал" и "Народные инструменты. Аккордеон".

А в 2013 году я поступила в Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых на отделение "Сольное и хоровое народное пение". Моим преподавателем по вокалу была Светлана Валентиновна Сухова.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Я была на седьмом небе от счастья, когда узнала, что попала в ее класс! Это была моя мечта. Она профессионал высокого уровня, очень внимательный, добрый, светлый, чуткий и терпеливый человек.

- Как, на Ваш взгляд, можно привить человеку с ранних лет любовь к хорошей музыке, к народному творчеству?

В моём детстве было мало возможностей, дефицит всего, сейчас в открытом доступе есть буквально всё.

Можно водить детей на концерты, сейчас -даже на онлайн-концерты, покупать отечественные игрушки с фольклорным уклоном (куклы в народных платьях, погремушки с русской росписью, городецкие расписные лошадки-качалки или миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки), раскраски с народными мотивами и т.д. Всё это будет помогать формировать в ребёнке культуру к народным промыслам, впоследствии и к народным песням.

- Костюмы Рязанского народного хора весьма колоритны, разнообразны и созданы на аутентичной базе. А используете ли Вы какие-то элементы народного костюма в повседневной жизни? Например, в Японии по сей день можно встретить японок, одевающихся в национальные одежды.

- Да, я использую некоторые элементы народного костюма или же какие-то современные стилизованные вещи в своём повседневном гардеробе.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Например, русские павловопосадские платки, украшения в русском этническом стиле, пояса, блузки или рубашки с вышивкой, особенно я люблю платья или сарафаны в русском стиле.

Я с удовольствием ношу такие вещи - современные с традиционными элементами. Разумеется, я не призываю к «модной контрреволюции». Однако эти вещи вполне могли бы оживить наши улицы определенным национальным колоритом.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- Общаетесь ли Вы с коллегами в период вынужденной разлуки?

- Да, я постоянно общаюсь с коллегами в карантине. Мы созваниваемся и списываемся, поём песни друг другу в трубку, вспоминая и скучая по работе, мечтаем о новых концертах и гастролях. В коллективе я обрела верных друзей, с которыми общаюсь и буду общаться вне работы.

- И напоследок. Есть ли у Вас какое-то хобби?

- Кроме артистической деятельности, я ещё являюсь мастером ногтевого сервиса. Добрая половина женской группы хора делает у меня маникюр, так что, если можно так сказать, я тоже вношу некий вклад в общую картинку нашего коллектива.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Также увлекаюсь фотошопом и видеомонтажом, это я тоже стараюсь реализовывать и использовать на благо коллектива. Совсем недавно я создала проект "Открытки от Рязанского хора", приуроченные к 1 Мая и к Дню Победы.

И ещё есть у меня единственное увлечение, совсем не относящиеся к творчеству - это езда на мотоцикле. Я обожаю скорость, рёв мотора, когда ветер дует в лицо, и это непередаваемое ощущение свободы.



Возврат к списку