Разговор по нотам. Светлана Сухова

 Светлана Валентиновна, расскажите о том, как Вы стали музыкантом.

Фото студии СHARLIE CH
Фото студии СHARLIE CH


- Можно сказать, что я из музыкальной семьи, поскольку мой папа, Валентин Михайлович Курепин, имел профессиональное музыкальное образование. Он окончил Московский государственный институт культуры в городе Химки по специализации «дирижер народного оркестра». Учился он у Вероники Дударовой – очень известное имя в Советском Союзе, это была первая женщина-дирижер оркестра. После окончания института по направлению приехал в Рязань. Хотя корнями мы рязанские: мама из Мещеры, из Куршаков Клепиковского района, а папа родился на границе с Мордовией в деревне Выша (не рязанской, а мордовской).

С папой, Валентином Михайловичем Курепиным. С.Константиново, 1985 г. юбилей С.Есенина. Фото из личного архива
С папой, Валентином Михайловичем Курепиным. С.Константиново, 1985 г. юбилей С.Есенина. Фото из личного архива


По желанию папы я поступила в музыкальную школу №5 (она сейчас носит имя В.Ф. Бобылева), где отучилась 5 лет и еще 2 года доучивалась в музыкальном училище в секторе педпрактики. У меня были замечательные педагоги: в школе - Елена Владимировна Фролова, в училище я попала сначала к Людмиле Ивановне Алаевой, потом – к Алле Викторовне Мориной. Они привили мне настоящий музыкальный вкус, охоту к игре на фортепиано, учили понимать меня классическую музыку. Низкий поклон им, я их очень люблю и ценю.

1 мая 1982 год. На демонстрации. Музыкальное училище. Фото из личного архива.
1 мая 1982 год. На демонстрации. Музыкальное училище. Фото из личного архива.


После этого я плавно поступила в музыкальное училище. На стезю народного хора меня направил Александр Федорович Грущин. В те годы он был директором училища, низкий поклон ему тоже, это большой человек, большой музыкант, человек широкой души. Он сыграл важную роль в моей жизни. Уже после окончания института он принимал меня на работу в училище. Я попала в третий набор специальности «руководитель народного хора», к Дине Георгиевне Тихомировой, которая возглавляла это небольшое отделение.

Окончив училище с красным дипломом, поступила в Московский государственный институт культуры. Получается, что я плотно последовала по папиным стопам. Папа в те времена служил в Рязани в управлении культуры – он был замначальника управления культуры. И брат у меня окончил училище по классу саксофона у Александра Федоровича Грущина. Вообще семья была музыкальная: папа замечательно играл на баяне, у него был прекрасный баритон, пели бабушки, пел дедушка. Очень часто собирались за общим столом несколько семей, где пели русские народные песни, частушки, популярные эстрадные песни того времени.

Ансамбль «Узорочье», 1992г. Рязанский кремль. Фото из личного архива.
Ансамбль «Узорочье», 1992г. Рязанский кремль. Фото из личного архива.


- Не было ли желания посвятить другой профессии?

- Я училась в школе №5 на улице Гагарина, а это была спецшкола с уклоном на английский язык со второго класса. Начиная со второго класса и вплоть до восьмого, когда я ушла в музыкальное училище, у меня были одни «пятерки». Мне говорили, что у меня хорошее произношение. Были великолепные педагоги, которые проходили практику в Англии. И им удалось привить нам любовь к этому языку и этой стране. Поэтому у меня были мысли стать переводчиком английского языка, либо педагогом, и были мечты о поступлении в МГИМО. Наш выпуск совпал с Олимпиадой-80 в Москве. И музыка, конечно же, пересилила желание заниматься языком, и я благополучно ушла из школы в музыкальное училище.

Роберт Бёрнс
Роберт Бёрнс


Но в моей памяти навсегда остался Роберт Бернс (читает на английском фрагмент стихотворения «В горах мое сердце…»:

- С 2012 года Вы возглавляете Государственный академический русский народный хор им. Е. Попова…
Фото Сергея Газетова
Интервью со Светланой Суховой, изображение №7

Фото Сергея Газетова


- …Но работать начала в хоре я годом раньше. В 2011 году меня пригласили стать главным хормейстером Рязанского народного хора. Я согласилась одновременно с радостью и с осторожностью, потому что у меня была активная работа в музыкальном училище. Но ситуация сложилась так, что надо было помогать коллективу. Галина Николаевна Соколова, которая тогда была директором филармонии, меня в этом убедила.

Мы сделали новую новогоднюю программу, что-то восстановили из прошлого, в частности, сделанного Александром Александровичем Козыревым. Там было много рязанского фольклора. Потом, через год, в сентябре, на Первом международном фестивале «Славянский хоровод» я стала художественным руководителем. На фестивале мы представили программу «Рязанские ремесла». С тех пор мы занимаемся.

Интервью со Светланой Суховой, изображение №8
Фото Сергея Газетова

- Какими, по Вашему профессиональному мнению, качествами должен обладать артист, чтобы попасть в штат коллектива?

- Я считаю, что артист Рязанского русского народного хора должен быть, прежде всего, профессионален, добросовестен. Он обязательно должен иметь образование. Если артист приходит в балетную группу, то обязательно наличие хореографического образования, если в хоровую – вокального образования, в оркестровую – инструментального образования. Это очень важно, потому что музыкант-профессионал мыслит по-другому и может решать поставленные задачи на определенном уровне. Сейчас время требует именно таких артистов. При этом артисты должны быть красивыми, ведь они должны восхищать и радовать глаз зрителей, которые приходят к нам на концерты. Мы прекрасно это понимаем, поэтому требуем от наших артистов следить за собой.

Фото Михаила Кулешова
Фото Михаила Кулешова


- Вы неоднократно говорили, что Рязанский русский народный хор – это главный носитель и пропагандист рязанского фольклора. В чем заключается его самобытность? Что отличает его от других регионов?

- Я глубоко убеждена, что Рязанский народный хор – носитель рязанского фольклора и народных традиций. Так должно быть, и мы всегда к этому стремимся и обязаны соответствовать этому. Мы держим в памяти все, что сделали наши прародители Ирина Косилкина, Евгений Григорьевич Попов и другие замечательные творцы. Мы показываем то, что бытовало раньше, но, конечно, в сценической обработке. У нас есть консультанты, например, Наталья Николаевна Гилярова, профессор Московской консерватории, знаток рязанского фольклора. Мы с ней советуемся, консультируемся по многим вопросам.

Фото Сергея Газетова
Фото Сергея Газетова


Рязанский фольклор действительно самобытен. Где бы мы ни были с гастролями – на Урале, в Сибири, в других среднерусских городах, - исполняем номер «Боченька»: (произносит фразу с характерным «яканьем») «Боченькя, моя дубовая…». После все подходят и говорят: «Какие вы интересные, какие вы от этнографичные! Вы несете ту радость, ту красоту, ту «соль земли», о которой так давно забыли». Рязанский фольклор – крестьянский, земельный. Есть выражение - «рязанская баба», но это же такая красота в костюмах! Создать костюмы нам помогает художница Елена Селиванова, поскольку она глубоко понимает фольклорные мотивы. 

- Вы по сей день преподаете в Рязанском музыкальном колледже им. Г. и А. Пироговых. Что Вы прививаете своим ученикам? Что воспитываете в них?

Выпуск 2009г. Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А.Пироговых. Из личного архива.
Выпуск 2009г. Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А.Пироговых. Из личного архива.


- Я горжусь своими учениками. С 1982 года я пришла на работу в Рязанское музыкальное училище. Очень много моих выпускников посвятили себя нашей профессии, учат детей народному пению, народным традициям. Я ими горжусь. В нашем хоре работают Екатерина Останина, Татьяна Башарина, Анна Лелявина, Сергей Рудик, Ольга Завертяева, наш главный хормейстер, и многие другие… Они продолжают крепкую ветвь, которая идет от наших корней. Я думаю, что учила их любви к нашему генетическому коду. А он начинается с народных песен: маленьких прибауток, колыбельных, овсенек-таусенек, которые так популярны на Рязанщине. Это мы даем им в музыкальном училище, а они уже потом передают это детям в музыкальных школах, и уже их ученики приходят сегодня в колледж, а после попадают в хор. Получается, эта традиция передается из уст в уста. Радостно, что за последние 7 лет в хор пришло много выпускников, молодых, красивых, темпераментных, с хорошими голосами, которые влили в коллектив молодую энергетику. В Рязани это очень востребовано, и дай Бог, чтобы это продолжалось.

- И напоследок о дне сегодняшнем. Как Вы проводите время в изоляции? Что бы Вы пожелали рязанцам в это непростое время?

- Так же, как и многие, я нахожусь в режиме самоизоляции. Конечно, наша работа невозможна в отдалении друг от друга, она возможна только тогда, когда мы чувствуем плечо друг друга, голоса, видим глаза друг друга. А в хоре нас практически 80 человек! Мы с нетерпением ждем окончания карантина. Я занимаюсь домашними делами, немного занимаюсь музыкой, прослушиваю диски, поскольку нас ждут великие дела – в следующем году мы будет отмечать 100-летие со дня рождения Евгения Григорьевича Попова. Еще я люблю заниматься кулинарией, больше всего мне нравится печь хлеб. Это хлеб бездрожжевой, хор его когда-то уж отведывал, моя семья его тоже очень любит. Поэтому я хотела бы пожелать рязанцам здоровья и хорошего, доброго хлеба!

Интервью подготовлено пресс-службой Рязанской областной филармонии


Возврат к списку