В РЯЗАНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ ОТМЕТИЛИ ЮБИЛЕЙ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА

9 декабря в филармонии состоялся концерт, посвященный 250-летию со дня рождения Людвига ван Бетховена. В программе прозвучали произведения великого немецкого композитора: концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 61 и симфония №1до мажор ор. 21. В музыкальном вечере приняла участие заслуженная артистка России, скрипачка Елена Ревич и Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова.

Концерт прошел при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Имя Людвига ван Бетховена – эквивалент всей классической музыки. Его творчество стало источником вдохновения для композиторов следующих эпох. «Гигант, чьи шаги мы неизменно слышим за собой», — говорил о нем Иоганнес Брамс.

Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 61был написан в 1806 году, его премьера состоялась 23 декабря того же года. Л. ван Бетховен написал концерт для Франца Клемента, одного из выдающихся скрипачей своего времени. К сожалению, премьера произведения не была удачной, и концерт долгое время не исполнялся.

Сочинение получило вторую жизнь в 1844 году, уже после смерти Бетховена концерт был исполнен 12-летним Йозефом Йоахимом с оркестром под управлением Феликса Мендельсона. С этого времени концерт стал одним из важнейших и часто исполняемых произведений скрипичного репертуара. Концерт для скрипки с оркестром является вершиной скрипичной музыки Бетховена. 

Партию солиста исполнила заслуженная артистка России Елена Ревич.

Елена Ревич родилась в Москве в семье музыкантов. В 1997 году окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (класс профессора Ирины Бочковой). Год спустя стала дипломанткой ХI Международного конкурса имени П.И. Чайковского. С этого момента началась ее активная концертная деятельность. Артистка сотрудничала с известными дирижерами – Джансугом Кахидзе, Юрием Башметом, Александром Ведерниковым, Теодором Курентзисом, Дмитрием Лиссом, Робертом Тревиньо и другими, играла в ансамблях с выдающимися музыкантами, в числе которых Гидон Кремер, Виктор Третьяков, Наталия Гутман, Александр Князев, Мишель Порталь и Марио Брунелло. Елена Ревич – первая исполнительница многих сочинений современных композиторов. В 2000 году участвовала в российской премьере Секстета Кшиштофа Пендерецкого, в 2002 году вместе с Юрием Башметом впервые в Москве исполнила Двойной концерт Бенджамина Бриттена. Специально для Елены написаны концерты и камерные произведения ведущих молодых авторов России и зарубежья, в том числе концерт для скрипки с оркестром CloudGround Сергея Невского (2017), который она исполняла с оркестром musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса. Лауреат Молодежной премии «Триумф» и премии американских критиков за диск «Цветы зла» с музыкой Владимира Генина (2015).

- Для меня Бетховен – один из любимых композиторов, - призналась Е. Ревич. – Его творчество, как мне кажется, невероятно современно. Он был живым вспыльчивым человеком, очень эмоциональным. В последнем письме Бетховен оставил завещание к будущим поколениям: «Я был несчастлив, поэтому всю жизнь я писал свою музыку, чтобы счастливы были вы». Поэтому его музыка очень человечна.

- Мне кажется, что не нужно делать из композитора какого-то «командора» или памятник, к которому нельзя прикоснуться. Когда мы исполняем музыку великих композиторов, то должны помнить: она написана людьми и для людей. Мы должны помнить, что они в первую очередь люди со своими страстями и страданиями, несмотря на свою гениальность.

В трактовке Е. Ревич концерт звучал свежо и современно, будто сочинение написано не несколько столетий назад, а в нашу эпоху. Актуальности добавили и каденции Альфреда Шнитке, исполненные артисткой. Каденции написаны в 1975 году. А. Шнитке в качестве материала использует цитаты из скрипичных концертов Брамса, Берга, Бартока, Шостаковича, что имеет определенный символический смысл: если бы не Бетховена, история музыка была бы совершенно иной.

В продолжение концерта в исполнении РГСО прозвучала симфония №1 до мажор ор.21.

Симфония №1 написана композитором в 1800 году. 2 апреля этого же года в Вене состоялась публичная премьера произведения. Симфония посвящена барону Г. ван Свитену — известному венскому меценату, пропагандисту творчества Генделя и Баха, автору либретто ораторий Гайдна. Музыка симфонии насыщена интонациями, характерными для эпохи Гайдна и Моцарта. Известный историк музыки и биограф Ромен Роллан точно отразил значение этого произведения в творчестве Л. ван Бетховена: «Симфония до мажор – поэма юности, улыбающейся своим мечтам. Но во вступлении, в тени некоторых сумрачных басов, в фантастическом скерцо замечаешь… в этом младенце взгляд будущего гения».

Также в этом сочинении Бетховен окончательно формирует и закрепляет так называемый парный состав симфонического оркестра (его иногда называют также «бетховенской капеллой») – две флейты, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, две трубы; духовым инструментам ярко и контрастно сопоставлены струнные. 

Концерт, посвященный 250-летию великого немецкого композитора, транслировался на портале «Культура. РФ», на сайте и в соцсетях Рязанской филармонии.

 


Возврат к списку