В ФИЛАРМОНИИ ПРОЗВУЧАЛИ ШЕДЕВРЫ ФРАНЦУЗСКОГО РОМАНТИЗМА

15 октября в Рязанской филармонии выступил лауреат международных конкурсов, солист Московской государственной филармонии и Санкт-Петербургского Дома музыки,виолончелист Федор Амосов. Вместе с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселкова артист исполнил концерт для виолончели с оркестром ре минор ЭдуараЛало. Также музыканты оркестра представили публике симфонию ре минор Сезара Франка. Концерт прошел при поддержке министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

В программе вечера прозвучали шедевры французской академической музыки. Оба произведения написаны в одну эпоху и отражают идеи, царившие в творчестве поздних романтиков.

Концерт для виолончели с оркестром ЭдуараЛалосоздан в 1877 году. В этом произведении композитор обращается к испанской музыке, ее ярким и страстным образам. Например, в финале звучит тема из сарсуэлы «Человек слаб» Франсиско АсенхоБарбьери.

В период создания Концерта Лало обращался за консультациями к виолончелисту Адольфу Фишеру, что помогло в произведении раскрыть весь выразительный и исполнительский потенциал виолончели.

Музыка концерта драматична, чувственна, построена на традиционном диалоге-противопоставлении партий солиста и оркестра.

Трактовка Федора Амосова подчеркнула разный эмоциональный строй произведения. Образы сменялись с кинематографической скоростью. Виолончель звучала то страстно и мощно, то завораживала почти бестелесным шепотом.

- В России этот концерт исполняется редко, это одна из интересных сторон концерта, - рассказал Ф. Амосов. – Интересно и то, что Эдуард Лало был французским композитором, но часто в своем творчестве обращался к испанским мотивам. Кроме Виолончельного концерта, он написал, например, «Испанскую симфонию» для скрипки с оркестром и целый ряд других сочинений. Почему-то у нас в стране у этого сочинения сложилась репутация произведения для музыкального училища. Хотя этот концерт требует от исполнителя приличной силовой игры. На мой взгляд, Виолончельный концерт Лало – это одна из жемчужин романтической музыки.

Симфония ре минор создана Сезаром Франком в 1888 году. Еще в юности французский композитор обращался к симфонии, однако первый опус в этом жанре не стал публиковать – произведение показалось ему несовершенным, а поэтому нестоящим быть показанным слушателям. По-новому переосмыслил жанр симфонии С. Франк уже в зрелый творческий период. Первые наброски появились еще в 1868 году. Работа над симфонией ре минор протекала долго, так как композитор много времени уделял педагогике.

Итогом стало произведение, ставшее вершиной творчества С. Франка. Симфонию отличают классическая стройность и ясность стиля, сочетающиеся с глубоким романтическо-философским содержанием. Можно сказать, в этом произведении композитор приблизился к музыкальному совершенству.

Первая часть симфонии беспокойна, подвижна, не лишена патетизма. Вторая часть – неспешный рассказ, где голосом главного персонажа поет английский рожок. Соло (его исполнила артистка РГСО Анна Марина) написано в стиле народной баллады. Финал симфонии исполнен бодрости, ликования, безудержной радости жизни. Музыка льется широко, привольно.

Шедевры европейской музыки скоро снова прозвучат в стенах Рязанской филармонии. 7 ноября губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова представит программу «Стихия романтизма», в которую войдут сочинения Ф. Мендельсона, А. Дворжака, К.М. фон Вебера и А. Понкьелли.

 


Возврат к списку