Разговор по нотам. Лариса Дорохова

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

Лариса Борисовна, как Вы начали заниматься музыкой?

- Музыкой я стала заниматься случайно. Мама просто взяла меня за руку и по примеру соседки отвела в музыкальную школу в Новомосковске. Причем на достаточно редкий инструмент – домру. Я к тому времени была уже достаточно взрослой и училась в школе в 5 классе. У меня стало быстро получаться, сама домра мне понравилась. После музыкальной школы я поступила в Новомосковское музыкальное училище, после училища – в институт культуры в Рязани. Я некоторое время проработала в музыкальной школе. Но большую часть жизни я проработала именно в Рязанском народном хоре.

Сколько Вы уже в коллективе?

- 35 лет.

Расскажите о том, как Вы попали в Рязанский русский народный хор.

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

- В хор меня привел один балалаечник, который там работал. Я еще училась в институте культуры. Домристов в то время в штате не было, оркестр был небольшой в хоре. Тогда хор как раз вернулся после триумфального выступления, в ту пору, когда ему присвоили звание академического. После того, как я побывала на концерте хоре, у меня не было никаких сомнений, что нужно переезжать, все менять. Меня сразу прослушал Евгений Григорьевич Попов, и в оркестр меня взяли. С тех пор моя любовь – Рязанский хор (смеется).

 А каким в работе был Евгений Григорьевич Попов?

Интервью с Ларисой Дороховой, изображение №3
Евгений Григорьевич обязательно присутствовал на оркестровых репетициях. Я при нем достаточно много отработала – семь лет. Евгений Григорьевич – великолепнейший музыкант. Он много давал не только хористам, но и нам, инструменталистам.

Интересный факт: Евгений Григорьевич в молодости играл в любительском коллективе на домре!

Этот факт мало кто знает. Вы представляете? Человек окончил Московскую консерваторию, а играл в любительском коллективе! Я была удивлена до предела, когда он мне это сказал. Получается, он настолько любил музыку, что не видел преград для себя, будь то руководство профессиональным коллективом или музицирование в любительском оркестре.

Работа с таким человеком – огромный музыкальный опыт. У него многому можно было научиться. Это общение на всю жизнь нам помогло как музыкантам. Это было наслаждение – работать с таким человеком.

Как, на Ваш взгляд, за 35 лет изменилась творческая концепция Рязанского хора?

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

- Сначала было все достаточно традиционно. При Евгении Григорьевиче была, так скажем, народная классика. Сейчас, конечно, при Александре Петровиче Орешкине внедряется много современной музыки, интересных находок, импровизаций. Он сам сочиняет. Музыка необычная, где-то привычная в использовании народных мотивов, где-то – нет. Но это интересно. Мы с охотой все это принимаем, внедряем, учимся по-новому смотреть на народное инструментальное исполнительство. И концерт нашего оркестра, который прошел в феврале, свидетельствует об этом.

Какие взаимоотношения сложились между дирижером Александром Петровичем Орешкиным и остальными музыкантами? Например, Вы можете прийти к нему с какой-то своей мыслью или идеей, или это все-таки, так скажем, музыкальная диктатура со стороны руководителя?

Фото из архива филармонии
Интервью с Ларисой Дороховой, изображение №6
Фото из архива филармонии

- Работа оркестра – это совместная работа. Александр Петрович не то, чтобы довлеет над нами, мол, я сказал и все, точка. Мы, конечно же, руководствуемся его замечаниями, ведь иначе каждый будет сам себе хозяином, и коллектива тогда не получится. Но к нам, как к музыкантам, он прислушивается, советуется. Например, приносит новую вещь и просит посмотреть, оценить, может быть, он что-то неудобно для исполнения написал, на музыку плохо ложится, и это нужно исправить. Поэтому он дает нам некоторую свободу действий. Идет полноценная коллективная работа. Это очень ценно, потому что такое встречается не во всех коллективах.

Сейчас Вы еще и преподаете. Скажите, есть ли интерес к игре на народных инструментах у молодого поколения?

- Интерес к игре на народных инструментах, в частности, на домре, находится в упадническом состоянии. Ведь раньше этот инструмент был распространен, и спрос на него был. Сейчас, конечно, интерес ослабел в силу различных нововеяний. Учеников стало меньше. Это плачевно. Мы это наблюдаем и в музыкальных училищах, где студентов стало мало. По сути, специалисты в игре на домре – это единицы.

Как можно это исправить?

- Трудно сказать. Для решения этой проблемы нужен не один человек. Это общее направление деятельности. Нужно действовать сообща. В принципе, для того, чтобы это развивалось, пока все есть: и музыкальные школы, и инструменты. Двери для детей открыты всегда!


Возврат к списку