Разговор по нотам. Александра Демченко

Фото Андрея Павлушина
Фото Андрея Павлушина

- Александра, как Вы начали заниматься музыкой?

-Мама отвела меня в музыкальную школу в возрасте шести лет, так сказать, по стопам старшего брата, который учился по классу скрипки уже четыре года.

Первый год обучения был подготовительный, а после планировалось, что я буду учиться у педагога моего брата. Но судьба решила иначе: в конце учебного года в нашу группу пришёл другой педагог по скрипке - Евгений Николаевич Захаров.

Он пригласил нескольких детей в свой кабинет, чтобы проверить их музыкальные данные и предложить лучшим из них учиться в его классе.

С первым учителем - Е. Н. Захаровым. Фото из личного архива
С первым учителем - Е. Н. Захаровым. Фото из личного архива

В их числе я и оказалась. Я моментально почувствовала доверие и привязанность к нему, хотя была довольно замкнутым ребенком. Так я поступила в его класс, и сейчас бесконечно благодарна своему первому и главному учителю в моей жизни, который все годы учёбы поддерживал меня, развивал стремление к совершенству, прививал любовь к музыке и трудолюбие в занятиях на скрипке.

- Вы родом из города Заречного, что находится всего в 15 км от Пензы, однако город по сей день является закрытым населенным пунктом из-за научно-военной специфики некоторых предприятий. Как в период Вашего взросления обстояли дела с культурой в Заречном?

- Действительно, Заречный до сих пор является закрытым, однако это никогда не мешало развитию культуры в нашем городе. Наоборот, наша детская школа искусств всегда являлась одной из ведущих в области - как в сфере инструментального исполнительства, так и вокала, балета и живописи.

Хоть город и является закрытым, но культурная жизнь в нём всегда била ключом: регулярно проводятся концерты, в Заречный приезжают ведущие музыканты и оркестры страны, проводятся выставки живописи и скульптуры, кинофестивали. Статус ЗАТО подразумевает определённые ограничения въезда, но при необходимости учреждения города могут оформлять въезд для участников мероприятий.

Кстати, прошлой весной ансамбль «Солисты Рязани» давал большой концерт в Заречном, и я очень рада и благодарна школе и Рязанской филармонии, что нам удалось это осуществить!

Фото ил личного архива
Фото ил личного архива

- А был ли какой-то другой вариант профессии, с которой Вы хотели связать жизнь?

- Наверное почти у каждого был однажды момент, когда хотелось всё бросить, и я - не исключение. Хотя я с детства осознавала, что скрипка - моё призвание, но где-то в четвёртом классе мне вдруг захотелось бросить музыкальную школу. В то время я много читала, и большую часть литературы составляли книги о животных. Особенно мне нравились произведения Джеральда Даррелла, в которых с невероятной любовью и юмором рассказывалось о его жизни и работе с животными. Мне очень захотелось тоже связать свою жизнь с братьями меньшими, я представляла себя работником зоопарка или натуралистом, отыскивающим новые виды где-нибудь в тропиках. Но в конце концов я поняла, что главное в моей жизни занятие - это всё-таки музыка, и нисколько не жалею о своём выборе.

- В каком году Вы стали работать в РГСО? Какие впечатления произвел коллектив тогда?

- Я приехала в Рязань сразу после выпуска из консерватории - в 2013 году. Честно признаться, я была поражена атмосферой, которая охватила меня с первых дней работы в оркестре. Теплота и дружелюбие, отсутствие подковёрных интриг, готовность моих новых коллег помочь в любой ситуации - далеко не в каждом оркестре можно встретить такие взаимоотношения, и я сразу поняла, что останусь здесь надолго. И сейчас я с гордостью могу сказать, что работаю именно в таком коллективе!

- По прошествии лет, как, на Ваш взгляд, изменился РГСО?

Фото из архива филармонии
Интервью с Александрой Демченко, изображение №5
Фото из архива филармонии

-Хотя многие оркестранты сменились, я бы не сказала, что что-то поменялось кардинально. Единственное, что могу сказать с уверенностью, то, что уровень оркестра неуклонно растёт, причём это касается как классического репертуара, так и праздничных концертов популярной музыки. С каждым годом наш репертуар расширяется новыми интересными программами, повышая профессиональный уровень музыкантов и радуя зрителей.

- Интересный факт: вместе с Вами в РГСО приехали работать и Ваши подруги, по совместительству, однокурсницы по Саратовской консерватории Раиса Воробьева, Марина Панина и Анна Толстова? Как так получилось?

- Действительно, это не случайное совпадение. Дело в том, что во время обучения в консерватории все мы входили в состав струнного квартета под руководством профессора Эдуарда Леонардовича Гавриленкова. Мы работали по нескольку часов в день, достигли очень высокого уровня, переиграли большое количество квартетной музыки, давали концерты как в консерватории, так и в музеях и галереях.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Конечно, мы очень сдружились за это время, а также не хотели терять то, чего добились с таким трудом. Так как Рая была из Рязани, она предложила и нам устроиться в РГСО. Аня на тот момент уже работала в Саратовской филармонии, и она присоединилась к нам только через год. Хотя нам и не удалось сохранить наш квартет, но наше стремление к ансамблевому исполнительству помогло созданию нового коллектива –«Солисты Рязани», идея которого принадлежала Сергею Анатольевичу Оселкову.

- Со всеми ли сохранилась дружба с того времени?

- К сожалению, сейчас мы общаемся гораздо реже, чем раньше, и этому есть понятные причины: у Раи и Марины появились семьи, которым они посвящают большую часть своего времени, и если с Раей мы хотя бы видимся на работе, то Марина сейчас за несколько тысяч километров отсюда. Тем не менее, мы поддерживаем тёплые отношения, и я рада, что в своё время жизнь свела меня с этими замечательными девушками. Что касается Ани, то с ней мы общаемся гораздо чаще, всегда вместе отмечаем праздники и поддерживаем друг друга.

- Помогал ли Вам максимально безболезненно адаптироваться к жизни в новом городе тот факт, что Вас окружали знакомые лица?

Фото Андрея Павлушина
Фото Андрея Павлушина

- Несомненно, это очень помогло мне привыкнуть к новому месту. Первые два года мы снимали квартиру вместе с Мариной и, конечно, присутствие рядом подруги - именно то, что нужно при вступлении в новую жизнь. В скором времени у нас появились друзья в Рязани, что, конечно, ускорило процесс адаптации и помогло очень быстро почувствовать себя полноценной частью коллектива.

- Вы являетесь своего рода руководителем камерного ансамбля «Солисты Рязани». В сезоне 2019/2020 ансамбль сотрудничал с интересными артистами: Аргишти, исполнителем на армянском дудуке, и фееричным Денисом Шаповаловым в рамках музыкального фестиваля «Концертный залп #Рязань». Что интересного Вы открыли для себя в работе с этими музыкантами? Как складывался рабочий процесс?

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

- Работа над каждым новым проектом раскрывает в нас новые грани и обогащает наши возможности. Что касается Аргишти, то для нас это был принципиально новый и важный опыт, равно как и для него самого. Поначалу было немного страшно браться за работу, которая так отличается от привычного классического исполнительства, но вместе с тем было безумно интересно коснуться совершенно иной грани музицирования.

Здесь очень большая работа предстояла лично мне как руководителю, так как отсутствовал нотный материал для нашего состава инструментов. Пришлось провести многие часы, слушая записи авторских произведений и создавая достойную партитуру.

В этой работе очень помог Сергей Анатольевич, который подсказывал, как лучше сыграть то или иное место, исправлял ошибки оркестровки, а также предложил включить на эту программу в состав ансамбля ударника Андрея Моора. Ему я хочу выразить особую благодарность за участие в этом проекте, ведь именно он сделал этот концерт поистине сказочным и колоритным.

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

Работа с Денисом Шаповаловым запомнилась в первую очередь весёлой и непринуждённой атмосферой, которая царила как на репетициях, так и на концерте, который имел название «концерт-дегустация» и представлял собой смесь из концертных номеров, интересных фактов и приготовления вкусных блюд, которые зрители и музыканты имели возможность попробовать. Денис - это настоящий ходячий праздник, и работать с ним - невероятное удовольствие.

- И напоследок – о планах грядущих.

Фото из архива филармонии
Интервью с Александрой Демченко, изображение №11
Фото из архива филармонии

Что в относительной временной перспективе готовит камерный ансамбль «Солисты Рязани» слушателям?

- К сожалению, из-за карантина не состоялся концерт, над которым мы работали долгое время, вкладывая в эту работу душу и мечтая поделиться прекрасными творениями с нашими любимыми зрителями. В концерте должен был прозвучать квинтет Франка - один из величайших шедевров камерной музыки, а также редко исполняемый секстет Пфицнера, который удивил нас своеобразием и красотой гармоний.

В дополнение мы собирались исполнить вариации Вебера для кларнета и струнных. Очень хотелось бы не лишать наших зрителей этой прекрасной музыки и исполнить всё это в следующем сезоне. Также в наших планах работа с известными солистами - гитаристом Артемом Дервоедом и певицей Надеждой Гулицкой.


Возврат к списку