Разговор по нотам. Елена Браткова

- Елена Дмитриевна, как Вы начали заниматься музыкой?

Интервью с Еленой Братковой, изображение №1
 
- Я пела с детства. У меня бабушка хорошо пела: когда-то в молодости она пела в церкви на клиросе. Родители мои дома тоже пели. Так и я за ними. В детстве меня отдали в музыкальную школу, где я отучилась три класса на виолончели, а потом благополучно бросила. Уже после окончания школы я решила поступать в педагогический институт, в то же время решила зайти в музыкальное училище. Прослушалась и поступила! Мама, конечно, когда узнала, была в шоке. Но так уж вышло.


- Помните ли свое первое концертное выступление?

- Оно состоялось на первом курсе музыкального училища. Причем случай вышел курьезный. У меня был достаточный обширный репертуар народных песен. И однажды мой педагог заболела. У нее был народный коллектив, в который входили педагоги училища. Она познакомила меня с коллективом. Мы порепетировали и поехали на концерт в Дом ветеранов. Это было как раз осенью. Ветераны собрали цветы, которые оборвали с клумб, собрали букет из разноцветных листьев. В общем, я была в счастье!

Интервью с Еленой Братковой, изображение №2

  - Сильно ли волновались тогда?

- Не то слово! У меня во время выступления жутко дрожала коленка. Это было видно даже из зала.

- А сейчас перед выступлениями волнуетесь?

- Волнение всегда присутствует, особенно когда представляешь новую программу, которую еще надо «обкатывать». Переживаешь о том, как ее воспримут. Для меня особенно волнительно, когда в зале сидят близкие люди и знакомые музыканты.

- В каком году Вы стали частью творческого коллектива Рязанской филармонии?

- В 2001 году. Я как раз окончила институт. Мы с моим бывшим мужем приехали в Рязань. Его приняли в симфонический оркестр, а меня – в качестве солистки.

Фото Сергея Газетова
Фото Сергея Газетова

- Быстро ли Вы влились в новый коллектив? Кто помогал Вам на первых порах?

- Я сразу попала в бригаду наших маститых солистов. Тогда работала замечательная виолончелистка Тамара Семеновна Иванишко. Она была очень хорошим человеком, организовывала концерты и играла сама. Работала тогда Мария Юрьевна Башарова. Потом Ирина Исааковна Суслова (за что я ей благодарна) подтолкнула меня в сторону Тамары Борисовны Наймушиной, которая у нас было мастером художественного слова. У нее были замечательные литературно-музыкальные композиции. Они как раз с Виталием Юрьевичем Поповым играли вместе (Виталий Юрьевич был в качестве концертмейстера). Я к ним потихоньку влилась. Было очень комфортно работать.

- В конце января в зале камерной музыки состоялся Ваш сольный концерт, в программу которого вошли старинные и современные романсы, а также сочинения Исаака Дунаевского. По какому принципу подбиралась программа?

Фото Павла Кожина
Фото Павла Кожина

- Мы программу начали от старинных романсов к романсам из советских кинофильмов. И, таким образом, сделали плавный переход к юбилейному посвящению Исааку Дунаевскому (исполнилось 125 лет со дня рождения композитора – прим.).

- Много ли новых, ранее не исполненных Вами произведений вошло в программу того концерта?

- Можно сказать, что это практически вся программа. Старинные романсы я вообще мало пела. И романсы из кинофильмов. Романс «Ах, только бы тройка…» я пела в первый раз, например. Или, например, романс «Эта женщина в окне». Так что большую часть программы составили романсы, которые я не пела раньше. А во втором отделении, за исключение трех номеров, которые мы часто исполняем с квартетом «Парафраз», многие произведения готовились специально к юбилею Исаака Дунаевского.

Фото из архива филармонии
Фото из архива филармонии

- Чем планируете в следующем сезоне порадовать слушателей?

- Мы будем готовить программу «Вечные грезы танго», которая когда-то у меня была еще вместе с Тамарой Борисовной Наймушиной. Программу написал Анатолий Иванович Наймушин конкретно под меня. С этой программой у меня был один концерт, но по многим причинам она забылась. Программа хорошая, серьезная, которую надо стилистически правильно преподнести. Но музыканты менялись, поэтому она быстро забылась. А сейчас мы решили ее заново восстановить.

- Как проходит сейчас, в условиях ограничений, Ваше время?

- Мы сейчас живем на даче, в Криушах. У нас, благо, переносной инструмент – электронное пианино. Мы его забрали из города с собой. Моя дочка занимается, я - тоже.

- Академическое пение известно своими постоянными запретами: нельзя, например, пить кофе перед пением, нельзя принимать перед пением горячую ванну и так далее. Есть ли у Вас какие-то «секреты» и табу для поддержания профессиональной формы?

- Дыхательная гимнастика – вот что помогает. Также перед каким-либо ответственным пением надо стараться делать так, чтобы не было никаких гостей, никаких вечеринок. Перед пением также нельзя много есть, так как все «прилипает» к желудку, ты начинаешь расслабляться, а надо держать себя в тонусе. А дыхательная гимнастика помогает и при простудных заболеваниях.


Возврат к списку