Разговор по нотам. Евгений Виноградов

- Евгений Александрович, как Вы пришли в хореографию?

- Я с детства занимался танцами, в частности, в самодеятельности у Александра Викторовича Быкова. Когда он стал балетмейстером Рязанского хора, пригласил меня провериться в балетную группу хора. Мне было тогда 18 лет. Я удачно прошел смотр, и меня взяли в штат.

- В каком году это было?

- В 1990 году. К слову, это моя первая запись в трудовой книжке.

- Получается, что уже 30 лет Ваш творческий путь тесно связан с Рязанским народным хором…

- Не совсем. После того, как меня взяли в штат, я проработал три с половиной или четыре года. Но это было начало 90-х годов – тяжелые времена. То уходил из хора, пытался где-то еще денег подзаработать, то возвращался. Как-то мне предложили работу в новом, только-только образовавшемся коллективе «Казаки России». Поехал на пробу, меня взяли. В «Казаках России» я проработал пять лет. Коллектив много гастролировал. Но по семейным обстоятельствам мне пришлось вернуться в Рязань, и в конце 1999 года я пришел обратно и окончательно в Рязанский хор.

Фото из архива ансамбля
Интервью с Евгением Виноградовым, изображение №3
Фото из архива ансамбля "Казаки России", 1990-е

- Как выражается преемственность поколений в коллективе?

- В коллективе всегда есть те, кто работает дольше, кто работает меньше по времени. Естественно, старшие помогают младшим. Мне помогали ребята, которые уже много проработали. Помогали быстрее освоить программу, ведь раньше было больше концертов и гастролей. Поэтому реагировать надо было быстро: только пришел, а уже через две недели - концерт. И программу к этому времени надо знать. Времени было очень мало. Но все помогали. Это сохраняется и сейчас. У нас никто не чурается того, чтобы помочь. Если артист освоил программу, то он уже является полноценным звеном коллектива.

- Сегодня, будучи уже опытным артистом и репетитором балета, что Вы стараетесь передать молодым танцорам?

- Молодые танцоры, как правило, к нам приходят уже подготовленные после хореографического училища или колледжа. У них уже есть базовые знания и навыки. Поэтому моя часть работы заключается в разучивании репертуарных танцев, в том, чтобы молодые танцоры освоили рязанскую манеру исполнения, которая присуща только нашему коллективу.

- А в чем эта манера выражается?

- В чем выражается? Это тяжело объяснить. Это становится понятно, когда артисты выходят на сцену, когда в исполнении добиваешься слаженности, синхронности, когда артисты работают вместе. Тогда и становится понятна эта манера. Всего этого добиваешься на репетициях.

- Индивидуальность артиста – это не только исполнительский стиль, но и яркая внешность. В Вашем случае – это эмоциональность, активная акробатическая работа и серьга в левом ухе. Откуда взялся такой интересный элемент стиля (серьга)? Не травмоопасна ли она во время танца?

Из личного архива. 2008г.
Из личного архива. 2008г.

- Серьга – это элемент, оставшийся у меня со времени работы в «Казаках России». По казачьим меркам, я, как казачий сын в роду, имею право носить серьгу в левом ухе. В Рязанском хоре на концерты, скажу сразу, я серьгу не надевал, за исключением казачьего танца. Чего добиваюсь и от артистов сегодня: надо снять все кольца, серьги, цепочки – это очень травмоопасно. На концертных костюмах есть много всяких пуговиц, крючков, не дай Бог это все задеть, зацепить чем-то – будет очень больно и с неприятными последствиями. Такие случаи были, пусть и не у нас, но в других коллективах. Поэтому перед выступлениями я артистов предупреждаю об этом, хожу и проверяю их.

- Поговорим и о дне сегодняшнем. Сейчас артисты вынуждены нарушить свой репетиционный график, что чревато потерей профессионального тонуса. Как артисты поддерживают свою форму? И много ли времени уйдет на восстановление?

- То, что сейчас происходит из-за периода самоизоляции, не лучшим способом сказывается на физической форме артистов. К началу этих вынужденных каникул, артисты были хорошо подготовлены, потому что в этом сезоне у нас была активная и напряженная работа.

Это и подготовка к новому спектаклю «Причта», который прошел в конце прошлого года. Это и подготовка к программе «We will folk you». После у нас было достаточное количество выездных концертов. Подготовка началась уже к майским праздникам: готовили военную программу, вспоминали спектакль к 75-летию Победы, не забывали и номера из других программ для летних концертов. Сейчас мы, конечно, «вылетим» из формы. Но неполностью.

Наши артисты довольно профессиональны, все знают и понимают то, как следить за своим телом. Больше чем уверен (это и не нужно проверять), что все занимаются дома и поддерживают свою физическую форму, в частности, растяжки и тонус мышц. Если, например, говорить о растяжке, то при отсутствии природной расположенности к ней без поддержания формы сухожилия сжимаются. И уже потом с болью приходится сухожилия растягивать – это довольно-таки неприятно. Поэтому артисты дома занимаются, чтобы после выхода на работу как можно быстрее войти в хорошую форму.

- А как Вы проводите время в период самоизоляции?

- Как и все сейчас, я дома. Телевизор мне уже надоел (смеется). Дома все убрано – только поддерживаю порядок. У меня есть две собаки, я гуляю с ними. С неделю как достал свои старые книги – я большой любитель фантастики. Читаю сочинения советских фантастов Ильи Ефремова, Александра Казанцева. Память освежаю и что-то новое нахожу. Естественно, дома еще пересматриваю видео с записанными танцевальными номерами хора, наши программы. Все это в голове обновляю, каждый день пару часов с утра.


Возврат к списку