- Дмитрий, расскажите о начале Вашего творческого пути. Что привело Вас в народное творчество?
- Творчеством я начал заниматься давно, еще в школе. Учился я, прямо скажем, не очень хорошо, поэтому старался показывать себя в каких-то других сферах, чтобы быть с учителями в нормальных отношениях. Я помню всех своих учителей, которые привели меня вообще в музыку:
Екатерина Константиновна Фатина, Ольга Андреевна Пителина, Екатерина Вячеславовна Чернилина, Светлана Ивановна Ерошкина, Сергей Михайлович Мажурин. С первого класса я помню каждого по именам, со всеми общаюсь. Они мне посоветовали после окончания школы поступить в Рязанский колледж культуры (тогда это было Рязанское областное училище культуры), который находится в городе Шацке. Именно там я начал заниматься непосредственно народным творчеством. Мой преподаватель, светлая ему память, Валентин Михайлович Леженкин, добрейшей души человек, с невероятной энергетикой, привел меня в народное творчество, познакомил меня с фольклором, с казачеством, с русской музыкальной традицией. Я понял, что мне это нравится, пусть это не так модно. Но мне это не так важно. Я понял, что это «мое», что я хотел бы развиваться в этом направлении.
- Как попали в Рязанский русский народный хор?
- В Рязанский русский народный хор я попал аж с третьего раза (смеется). Когда я еще был студентом, в Шацк с концертами приезжал Рязанский хор. Я приходил, смотрел, мне нравилось, но я даже никогда не представлял, что могу быть на сцене в Рязанском хоре! Окончив училище в 2013 году, я поехал на прослушивание в хор – поехал просто для интереса.
Я тогда уходил в армию - уже прошел все комиссии. Но решил «закинуть удочку», если можно так выразиться. Поехал, прослушался – меня взяли, точнее, готовы были взять. Зная это, я ушел в армию.
Вернувшись, я позвонил Светлане Валентиновне Суховой. Мы тогда были знакомы поверхностно – она видела меня во время каких-то концертов. Во время звонка я рассказал ей о намерении поступить в хор. «Да, мы тебя помним», - сказал она – готовься и приходи к нам». Но я чего-то тогда испугался и в итоге остался работать в колледже еще на три года. Потом уже наступил момент, когда я понимал, что что-то в жизни нужно поменять. Моя семья переехала в Рязань. Уже в третий раз я пришел, прослушался, и теперь я уже 2 года артист Рязанского русского народного хора. И очень доволен этим.
- Нельзя не отметить, что, помимо музыки, Вы еще занимались танцами…
- Танцы занимали (не занимают, а занимали, к сожалению) очень важное место в моей жизни. Но в сравнении с музыкой, танцами я занимался не с детства, а с 16 лет.
Это произошло в училище в Шацке. На его базе по сей день существует народный театр танца «Огни». Это очень классный, сильный коллектив, который много где знают – не только в нашем регионе, но и по всей России. Его возглавляет замечательный педагог Светлана Валентиновна Леженкина. Но в тот период я не знал ничего об «Огнях». Просто написал заявление на факультатив, чтобы заниматься танцами в свободное время.
Тогда я не предполагал, что буду каждый день ходить танцевать. На какое-то время вокал отошел на второй план (из-за чего у меня были определенные проблемы). Я занимался вместе с ребятами-хореографами, которые имели уже профессиональную подготовку. Мне показывали движение, а я его «снимал». Со временем я основался в коллективе, где протанцевал 8 лет.
Кстати говоря, на крайнем прослушивании в хор, после которого я уже пришел в коллектив, перенервничал и не очень удачно выступил. Мне пришлось, в качестве бонуса, показать еще пару моментов – пару танцевальных трюковых техник, которым я научился в народном театре танца «Огни».
- Почему же Вы тогда попали именно в хоровую группу ГАРРНХ, а не в балетную?
- Потому что я не знаю основ, у меня нет классической школы, классического станка, что необходимо для артиста балета. Повторюсь, для меня танцы были факультативом, который вырос со временем в нечто большее.
- В Рязанском русском народном хоре нет проблем с пополнением молодыми кадрами. Однако в обществе все-таки чувствуется некоторое пренебрежительное отношение к фольклору среди молодежи. Мол, это «нафталин». Что, на Ваш взгляд как одного из молодых артистов ГАРРНХ, нужно сделать, чтобы народная культура была ближе к юному поколению?
- Это очень серьезный и актуальный вопрос. Я думаю, что сейчас нужно максимально пытаться привлекать молодежь если не в фольклор, то в сценическое народное искусство, которое проще воспринимается. Это более глубокий вопрос, нежели просто занятие творчеством. Песня – душа народа. В ней живет история народа, его характер, его идентичность, она воспитывает человека.
Я сам, когда начал заниматься народным творчеством, и спортом начал заниматься. И не очень приятно сейчас смотреть на тех молодых людей, которые воспринимают так называемое «искусство», в котором полностью отсутствует какая-то цензура. К сожалению, я часто сталкивался с тем, что народное не просто не воспринимают, а отвергают. Потому что это немодно.
Мне бы очень хотелось, чтобы мое поколение, хотя бы мое окружение, было ближе к своим «корням», чтобы хотя бы раз в год ходили на концерты фольклорных коллективов. Лично я, например, в своем кругу стараюсь приобщать ребят к народным песням. Когда мы собираемся, я пою что-то народное или что-то хорошо стилизованное. И всем нравится! Надо просто людей к этому подталкивать.
- А какими видами спорта занимались?
- Физкультурой вообще всегда занимался. Постоянно принимал участие в соревнованиях по полиатлону, а сейчас занимаюсь единоборствами спортивная борьба «Грэпплинг».
- В августе прошлого года Вы стали делегатом от Рязанской филармонии на первом фестивале творческих сообществ «Таврида-АРТ». Чем запомнилась «Таврида»?
- Фестиваль «Таврида-АРТ» оставил у меня очень хорошие впечатления. Я был участником квартала «Народный» (весь фестиваль был поделен на кварталы, посвященные разной тематике: «спорт», «кино», «КВН» и другие). Каждый день, с утра и до позднего вечера, я посещал всевозможные мастер-классы, уроки, концерты. Каждый день у нас были «вечерки» - все собирались вместе, знакомились, танцевали, пели частушки.
Оттуда я привез много эмоций, много знакомств. Если у меня еще будет возможность туда поехать, я обязательно это сделаю. И если у кого-то появится такая возможность – обязательно поезжайте! «Таврида» - это потрясающая площадка, на которой можно открыть в себе что-то новое.
- Понравилась ли природа Крымского полуострова? Успели искупаться в море?
- Крымская природа, конечно, удивила своим многообразием. Несмотря на аномальную жару, остались только хорошие впечатления. Море было у нас в шаговой доступности. Каждый день я старался хотя бы по несколько минут на нем побывать, чтобы просто окунуться с утра после пробежки.
- И еще немного о путешествиях. В конце октября Рязанский русский народный хор им. Е. Попова выступил в Берлине в рамках проекта «Русские сезоны». Интересно было бы подробнее узнать о поездке.
- Поездка в Берлин – это было нечто необычное. Когда я узнал, что включен в гастрольный список, я очень обрадовался. В Европе я так далеко никогда не был. Дорога была шикарная. Мы ехали на автобусе. Для кого-то, может быть, это звучит страшно. Но по моим ощущения, дорога пролетела, как «по щелчку». Особенно когда ты едешь со своими друзьями, коллегами, большой веселой компанией. Нас хорошо встретили, мы жили в Берлине в Российском доме науки и культуры. Концерты прошли тоже там. Шикарные условия, шикарные апартаменты. На наших концертах были как русскоязычное население, так и немцы. На глазах людей, которые давно уехали из России, выступали слезы. Это было очень трогательно и приятно, мы им напомнили о родине. Очень надеюсь, что когда-нибудь еще будет подобная поездка.
- Каким перед вами предстал Берлин?
- Я старался максимально рано просыпаться и максимально поздно ложиться спать, чтобы использовать на прогулки каждый свободный час. Мы с другими артистами гуляли, заходили в магазины, даже старались пообщаться с местными жителями. А еще пели песни на площади у Рейхстага (улыбается). Берлин показался мне современным и молодым по духу городом. Много современной архитектуры. Очень удивило, что много русских. Это не просто экскурсионные группы, это – обычные жители. Каждый раз, выходя на какую-либо улицу, нескольких русскоговорящих людей мы встречали.
- Было ли какое-то волнение или особое ощущение перед выступлениями? Всё-таки это не просто другая сцена, но и другая страна, другие зрители…
- Да, было какое-то смешанное ощущение. Волнение, в принципе, перед выходом на сцену всегда присутствует. А это было особенное чувство. Было переживание о том, как они нас примут. Как все пройдет. Я уже сказал, что в зале были немцы, и мы думали, поймут ли они нас. Мы некоторые номера немного изменили, исполнив, например, частушки на немецком языке. Тем не менее, публика очень радушно нас приняла. Зал аплодировал стоя, нас благодарили.
- А где бы Вы хотели побывать ещё?
- Много бы хотелось где побывать. В качестве туриста хотел бы побывать на Байкале, в ближнем зарубежье, например, в Грузии. Из дальнего зарубежья – в Испании, в частности, в Барселоне. С хором бы хотелось больше поездок. В любом случае, каждая поездка интересна, будь то даже поездка в город, в котором ты уже был. Поэтому у меня желание, скорее, не просто куда-то съездить, а как можно больше покататься и по нашей стране, и за ее пределами.
- И напоследок. Что бы Вы пожелали людям в это непростое время?
- Хотелось бы пожелать всем оптимизма, бодрости духа, чтобы люди научились к каким-то вещам относиться хладнокровнее. То, что происходит сегодня, - это не самое страшное, что могло бы произойти. Ведь в жизни многие сталкивались, а многие только столкнуться, с личными проблемами, которые будут серьезнее, чем то, что происходит сейчас. Главное – не падать духом, верить в лучшее и, конечно же, слушать народную музыку, ведь она действительно делает этот мир лучше!