Разговор по нотам. Алексей Черкасов

- Алексей, как Вы поддерживаете профессиональную форму в самоизоляции? Сколько занимаетесь?

- Я занимаюсь один или два раза в день. Занятия длятся не более полутора часов. Обычно утром или ранним вечером. Стараюсь использовать разнообразный музыкальный материал. Для этого как раз подходят оркестровые партии, которых у меня много, а также играю сложные и неудобные места из произведений сольного репертуара. Заниматься, конечно, приходится с сурдиной или глушителем, потому что слышимость в доме, где я сейчас снимаю квартиру, сильная, и за стеной находится маленький ребенок.

Фото из личного архива
Фото из личного архива


Ну и сам я испытываю дискомфорт от того, что приходится заниматься в стесненных условиях дома. Хочется поиграть в полную силу, но понимаю, что людям будет неинтересно слушать, как я разучиваю произведение, а не его исполнение. Если мне хочется поиграть в какое-то более позднее время, то на этот случай у меня есть два электроинструмента, слышать которые я могу через наушники. Но, конечно, ощущения от них совсем иные, чем от обычной акустической скрипки.

- А соседи не ругаются?

- Никогда не было за все годы, когда я переезжал, жил на разных квартирах. Я всегда стараюсь играть в положенное время, если и было какое-то непонимание, то это, скорее, в детском возрасте, когда загруженность в школе не позволяла заниматься раньше. Наступал поздний вечер, и тогда родители договаривались с соседями, что в такие-то часы мне придется заниматься. Но это больше было связано с фортепиано, потому что на скрипке из-за травмы шеи в детстве я не мог долго заниматься и больше времени проводил за роялем. Не только занимался, но и сочинял музыку, мне это очень нравилось.

Фото из архива Рязанской филармонии
Фото из архива Рязанской филармонии


- Общаетесь с коллегами?

- Мы с коллегами организовали общение по видеосвязи через мессенджеры и социальные сети. С Сергеем Анатольевичем тоже. Обсуждаем какие-то технические моменты в партиях и исполняем отдельные фрагменты в записи или в прямом эфире (как кому будет удобнее).

- На Ваш взгляд, какие проблемы в музыкальной сфере обнажила сегодняшняя ситуация? Видите ли Вы решение этих проблем?

Фото Павла Кожина
Фото Павла Кожина

- Самое важное и главное сейчас – это потеря контакта со слушателем, особой атмосферы концертного зала. Видеозаписи приходится делать в сжатые сроки (например, когда я участвовал в флешмобе #спасибоврачам), дома, в частности, на съемной квартире, где тебя окружают чужие вещи, поэтому атмосфера получается не совсем концертная. Вспоминая свои детские ощущения, мне всегда хотелось ощущать эту атмосферу. Родители и педагоги, конечно, пытались сгладить строгость и академичность, чтобы я не боялся выходить на сцену.

Фото Андрея Павлушина
Фото Андрея Павлушина

Но мне хотелось стоять за кулисами, выйдя на сцену, видеть слушателей, ощущать особенность момента, ведь ты сейчас будешь играть один раз, ощущать, слушают тебя или нет. В данных обстоятельствах это теряется. И мне кажется, что сейчас обесценивается профессия музыканта в целом, потому что оказываются на первом месте какие-то простые житейские вещи. Я не беру в расчет врачей – это очень важная профессия. Но вот, к примеру, когда были закрыты парикмахерские, люди не могли подстричься и это доставляло им дискомфорт, я не думаю, что они задумывали в этот момент, что им доставляет страдания отсутствие возможности сходить на концерт, потому что в интернете можно включить какую-то запись. Возможно, люди в этот момент даже радовались, что не нужно куда-то ехать, тратить время и платить деньги. Поэтому я все-таки против этих виртуальных концертов.

- Сегодня все образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение. Как Вы считаете, можно ли научить играть на инструменте на расстоянии?

- Мне кажется, музыкальные школы совершенно не подготовлены были к такому повороту событий: как проходить предметы, просто ли присылать задания или общаться по «скайпу». А если это не теоретические предметы, а обучение на инструменте, то здесь возникает масса сложностей. Я думаю, что музыкальные школы пострадают больше всего, потому что с детьми заниматься дистанционно и заниматься продуктивно шансов очень мало, чтобы хотя бы приблизительно достичь тех результатов, которые возникают при непосредственном занятии с ребенком в классе.

- У Вас очень интересная творческая жизнь. До работы в Рязани – это, конечно, музыкальный лекторий во Владимирской филармонии, где Вы пробовали себя в разных творческих ипостасях. Расскажите об этом периоде.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

- Я поступил на работу во Владимирскую филармонию, когда был студентом второго курса бакалавриата во Владимирском государственном университете. Тогда в жизни музыкального лектория наступил переломный момент – сменилось руководство, пришло много молодых артистов. Я пришел в один из первых годов, когда обновлялся состав. Инициаторами был Анатолий Иванович Антонов, дирижер оркестра русских народных инструментов, и Лариса Ульянова.

Фото из личного архива
Интервью с Алексеем Черкасовым, изображение №8
Интервью с Алексеем Черкасовым, изображение №9
Фото из личного архива

Когда я туда попал, лекторий еще существовал в «чистом» виде, когда музыканты отправлялись с концертами или музыкально-литературными программами по области и по городу. За пять лет, которые я там поработал, ситуация менялась. Я был в двух микрогруппах: первая – пианистка, вокалистка и я, скрипач, вторая – я и гитарист, очень мобильная группа. Мы готовили разнообразные программы, предлагали их на суд руководства и, получив «добро», «обкатывали» эти программы по школам, детским садам, санаториям. Позже этот лекторий превратился в музыкально-просветительский театр.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

Стоит сказать, что филармонии нравилось, как работает наша молодежная группа. Первый состав был самым сильным. Конечно, происходили вливания: приглашались студенты института. Позже с нами стали работать театралы, они нам очень помогали. Сначала это был как салон, где преобладало музицирование с театрализацией. Мы приглашали режиссеров, которые направляли нас в нужное творческое русло. Уже потом появился постоянный режиссер-постановщик, в действо больше стала включаться театрализация. Как актеров стали приглашать нас, музыкантов. Всем понравилось. Получалось все на достаточно высоком уровне.

- Получается, вокруг царил дух творчества?

- Все участники были одаренные в разных областях. Очень было приятно работать. Для меня самого это был творческий прорыв, потому что общаться с людьми, которые «горят» делом, очень интересно.

- Не было ли желания серьезно себя попробовать на актерском поприще?

- Был такой период, когда меня это очень захватило: я читал книжки по актерскому мастерству, сам проявлял инициативу в работе. Но все-таки понимал, что моя профессия – это профессия музыканта, это призвание. Я не могу ее оставить, мне интереснее это делать, чем заниматься лицедейством. Хотя в одном из спектаклей, которые мы показывали, я сыграл главную роль – Александра Блока. Там я один раз за все действо подхожу к роялю и то потому, что исполнялась моя песня на стихи Блока (поэтому я аккомпанировал).

- А музыку пишете сейчас?

- Сейчас этот процесс «заморожен», я использую свои навыки для каких-то импровизаций и для написания аранжировок для своего квартета «AzArt». Я надеюсь восстановить эту деятельность, но у меня сейчас нет под рукой инструмента – я привык сочинять за фортепиано или синтезатором, и для работы мне этого не хватает.

Фото Андрея Павлушина
Интервью с Алексеем Черкасовым, изображение №12
Интервью с Алексеем Черкасовым, изображение №13
Фото Андрея Павлушина

Теперь же ваша жизнь связана с Рязанской филармонией. Есть ли у Вас какие-то творческие идеи, которые Вы бы хотели реализовать здесь?

- Каких-то глобальных творческих идей у меня нет. Из пожеланий – хотелось бы все же больше участвовать в разных программах не только в качестве оркестранта или члена коллектива, но и солиста.

- И напоследок. Что Вы сделаете в первую очередь, когда отменят самоизоляцию?

В первую очередь отправлюсь на длительную прогулку на природу, куда-нибудь в лес, на берег реки или озера.


Возврат к списку