ЧАЙКОВСКИЙ IN JAZZ

30 октября в Рязанской филармонии «Фонограф-Джаз-Трио» Сергея Жилина представило нетривиальный взгляд на сокровища русской классики в программе «Чайковский in JAZZ».

Для заслуженного артиста России Сергея Жилина не существует творческих предрассудков. Он мастерски умеет совмещать традиционное и экспериментальное, представлять знакомое с иной, иногда неожиданной, стороны.

В этот визит Сергей Жилин, Александр Шутов (бас-гитара) и Евгений Аноев (ударные) показали то, что бы могло быть с музыкой великого русского композитора Петра Чайковского, родись он не в XIX, а во второй половине XX века.

- Мой педагог Юрий Маркин неоднократно говорил: «Родись Чайковский в наше время, то он обязательно писал бы джазовые стандарты», - рассказал со сцены С. Жилин.

В основе программы лежит популярнейший фортепианный цикл «Времена года», написанный П. Чайковским по заказу журнального издателя Николая Бернарда.

- Музыка Чайковского – это сплошные «хиты», - считает С. Жилин. – Его музыка – будь то Первый фортепианный концерт, Скрипичный концерт, музыка к балетам – это, если выражаться современным языком, настоящие «хиты», которые знают все.

Перед началом С. Жилин «разогрел» публику и настроил ее на нужный лад при помощи сольных джазовых импровизаций. Сначала – «Попурри на новогодние стандарты». Возможно, на такое начало музыкального вечера маэстро вдохновила погода – весь день за окном шел снег. «Буду первым, кто поздравит вас с приближающимся Новым годом», - пошутил С. Жилин. Затем прозвучали «Take The «А» Train», Д. Эллингтона, «St. Louis Blues» У. Хэнди и «Stella by Starlight» В. Янга.

- Пьесы «Времен года» кажутся простыми (какие-то действительно просты технически), но они сложны по содержанию. Когда все больше и больше вслушиваешься в музыку Чайковского, открываешь для себя все новые и новые картины. В программе «Чайковский in JAZZ» я просто применил свои джазовые знания на академической основе.

Итог – необычный «арт-объект», в котором, благодаря репликам из оригинала, всплывают в сознании знакомые образы, в то же время облеченные в новую стилистическую форму. Музыканты нарушили рамки комфорта, буквально заставляя слушателей по-другому воспринимать творения Чайковского. Например, «Баркарола. Июнь» - это не камерное воспоминание о спокойной водной прогулке. Это картина круиза, полная приключений, авантюр и неожиданный открытий. Такое же впечатление оказали разностилевые импровизации – от баховского полифонического стиля до авангарда. А «Ноябрь. На Тройке» прозвучал не просто лихо, а по-роковому громко и энергично. Лишь пьеса «Март. Песнь Жаворонка» осталась нетронутой. По признанию С. Жилина, «рука не поднялась «исправить» эту музыку».

И в завершении прозвучал настоящий «хит», который, конечно, не часть «Времен года», но все же является одной из «визитных карточек» П. Чайковского – «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».


Возврат к списку