РЕКИ И УЛИЦЫ. ИОСИФ БРОДСКИЙ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СМЫСЛАМ И ЗВУКАМ

26 сентября в Рязанской филармонии известный российский актер театра и кино Артур Смольянинов, виолончелист Борис Андрианов и актриса Валерия Коган представили уникальный музыкально-поэтический концерт, посвященный поэту Иосифу Бродскому.

Проект представил необычный творческий союз трех разножанровых артистов, которых объединила любовь к творчеству поэта. В этом проекте стихи, песни, музыка и театр - все выстраивается в драматургически стройное представление.

Цитируя строки ахматовского стихотворения «Когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…», А. Смольянинов рассказал об истории создания композиции.

- Она родилась естественным способом. Сидел, бренчал на кухне жене. Так и родилась идея.

Позже эту идею подхватили известный виолончелист Борис Андрианов и пианистка и аранжировщик Валерия Коган. В «рифмо-инструментальную конструкцию» вошли стихи разных лет, фрагменты из произведений И.С. Баха, И. Стравинского, С. Рахманинова, А. Шнитке, Ф. Шопена и других композиторов, а также композиции собственного сочинения.

Иосиф Бродский в исполнении А. Смольянинова – вечный, неприкаянный странник в поисках пристанища, в поисках любви, в поисках себя… Море, городская суета, границы одной комнаты – все это бездна, в которой герой так и не может обрести покой. Голос актера погружал слушателя в океаническую бездну поэзии И. Бродского, подражая медитативной линеарности речи поэта.

Виолончель в исполнении Бориса Андрианова – не просто аккомпанемент. Это определенное состояние, настроение, нечто неуловимое и одновременно неотделяемое от поэтического содержимого. Звучит импровизация в восточном стиле – и вот перед публикой оживает муэдзин с его молитвой, стремящейся куда-то вдаль, в пустынную бесконечность; звучит галантная барочная мелодия – и в ту же секунду в сценическом пространстве родился старинный лирик, заблудившийся в веках. Нельзя не сказать, что виолончель в руках Б. Андрианова – инструмент, которому подвластно практически все – от виртуозных пассажей до гула пароходного гудка и крика морских чаек.

Партия фортепиано (Валерия Коган) придавала общую архитектурную устойчивость музыкально-литературной композиции. В этот вечер со сцены прозвучали два авторских сочинения В. Коган, а также ее аранжировки.

После концерта состоялась автограф-сессия с участием трех артистов. Представить публике свое видение известной поэзии, в частности, поэзии И. Бродского – большой риск. Однако рязанские зрители не стеснялись в похвалах. Для многих проект «Реки и улицы…» обнажил новые грани поэтического искусства. Среди слушателей было много школьников. Остается надеяться, что вечер, проведенный в филармонии, открыл для них неизведанные ранее страницы мировой литературы, и они захотят подробнее познакомиться с поэтическим миром И. Бродского.

- Я бы назвал это «катарсисом», - поделился А. Смольнинов, – когда ты и вместе с публикой молчишь в унисон. Эта тишина – то, ради чего мы выходим на сцену.

- А я бы хотел, что слушатели уходили с наших концертов другими, - добавил Б. Андрианов.


Возврат к списку