В ФИЛАРМОНИИ ЗАВЕРШИЛСЯ КОНЦЕРТНЫЙ СЕЗОН

23 мая в Рязанской филармонии завершился 80-й юбилейный концертный сезон. Вместе с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселкова в музыкальном вечере приняли участие известные российские исполнители - заслуженный артист России Никита Борисоглебский (скрипка), лауреат международных конкурсов Александр Рамм (виолончель) и заслуженная артистка России Екатерина Мечетина (фортепиано). В программе – произведения Л. ван Бетховена и Ф. Шуберта.

Концерт прошел при поддержке Министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

Юбилейный сезон подходит к концу. Каждый его концерт можно без преувеличения назвать музыкальным событием года для рязанских меломанов. Начался сезон с программы уникального дуэта, когда известный российский виолончелист Денис Шаповалов и скрипачка Мария Солозобова вместе с РГСО исполнили Двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром И. Брамса. Не менее грандиозно заключительным концертом абонемента «Академия» филармония завершает еще одну станицу своей музыкальной истории.

Первое отделение было полностью творчеству Л. ван Бетховена. Вначале оркестр исполнил увертюру «Эгмонт» к одноименной трагедии И.В. Гете. Следом прозвучал Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром до мажор. Произведение нетипично для того времени. Концерт, в котором с оркестром играет ансамбль, а не один солист, в эпоху венского классицизма стал большой редкостью.

Музыка концерта полна оптимизма и жизненной полноты – полная противоположность отчаянию Гейлигенштадтского завещания (1802), в котором Бетховен обращается к братьям и признается в надвигающейся глухоте. В этом произведении органично соединил две ипостаси, которые и сложили его композиторское письмо – почитание традиций и стремление найти что-то новое, непохожее на прошлый опыт.

Е. Мечетина, Н. Борисоглебский и А. Рамм признались, что Тройной концерт – одно из их любимых произведений.

- Для меня это особенное сочинение, потому что я его воспринимаю не только как концерт, но и как камерное музицирование, - рассказал Н. Борисоглебский. - В произведении есть и взаимодействие такое более узкое в рамках трио, и более широкое уже с оркестром. Широкий симфонизм Бетховена дает ощущение, что это не столько концерт, а какая-то симфония для солирующих инструментов с оркестром. В этом смысле, конечно, уникальное сочинение.

Музыковед Лариса Кириллина сравнила Тройной концерт Л. ван Бетховена с «разговором трех близких по духу людей». Солнечно светлое, острое звучание старинной скрипки Н. Борисоглебского, матовый «голос» виолончели Александра Рамма и лаконичная и одновременно монументальная партия рояля в исполнении Екатерины Мечетиной то переговаривались, то ликовали в едином музыкальном порыве.

Уже во время автограф-сессии, прошедшей в антракте в левом фойе филармонии, слушатели не скупились на похвалы и искренне благодарили артистов за столь оригинальный «подарок». Не это ли есть свидетельство содружества музыкантов и публики, свидетельство их некоего культурного единения?

Во втором отделении прозвучала симфония №9 «Большая» до мажор Ф. Шуберта. «Гигантское произведение, отличающееся громадными размерами и громадной силой и богатством вложенного в него вдохновения», - так отзывался об этой симфонии П. Чайковский. До самых последних дней личность Бетховена была для Ф. Шуберта фигурой для творческого подражания. Услышав в мае 1824 года вместе с венской публикой Девятую симфонию немецкого мастера, молодой композитор не смог остаться равнодушным и некоторое время вынашивал в себе идею создания своей масштабной симфонии. Во время летнего путешествия по курортам Верней Австрии в 1825 году Шуберт пишет произведение, которое было исполнено на концерте в Рязанской филармонии. Впервые «Большая» симфония прозвучала лишь в 1839 года в исполнении оркестра «Гевандахауз» под управлением Ф. Мендельсона, а годом ранее другой великий романтик – Роберт Шуман – случайным образом нашел незнакомую партитуру среди бумаг покойного Шуберта, тем самым подарив миру не только композитора-песенника, но и самобытного симфониста.

Несмотря на завершение сезона, музыка в Рязанской филармонии продолжает звучать. 5 и 7 июня выступят участники XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, который пройдет этим летом в Москве и Санкт-Петербурге. Также 5 июня на лекции-беседе «По страницам Международного конкурса им. П.И. Чайковского» все желающие смогут познакомиться с историей музыкального состязания и узнать о том, как конкурс изменится в этом году.


Возврат к списку