Его благородие Альт. В Рязани выступил Даниил Гришин

Концерты абонемента «Академия» - это уникальная возможность прикоснуться к шедеврам мирового музыкального наследия. Вечер 20 марта, прошедший в Рязанской филармонии, не исключение. Перед меломанами выступил известный российский альтист Даниил Гришин. Вместе с губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселкова он исполнил концерт для альта с оркестром А. Шнитке. Также в программе – симфония №2 ре мажор Я. Сибелиуса.

Альт относительно недавно получил славу солирующего инструмента. Возникший в начале XVI века раньше скрипки, вскоре оказался в тени своего младшего родственника. Вплоть до ХХ столетия альт оставался преимущественно оркестровым и ансамблевым инструментом.

Ситуацию изменил немецкий композитор Пауль Хиндемит. Он, будучи сам талантливым альтистом, один из первых стал писать музыку для солирующего альта. Постепенно к процессу присоединились Б. Барток, Д. Шостакович, Р. Щедрин, С. Губайдулина и другие выдающиеся композиторы. В это время появились виртуозные исполнители – В. Борисовский, Р. Баршай, Ф. Дружинин, Ю. Башмет. Благородный, немного интровертный тембр альта стал одним из голосов, созвучных «эпохе катастроф».

- Альт очень непредсказуемый инструмент. Все альты разные. Скрипки и по форме имеют приближенные стандарты, и звучание у них узнаваемое, понятное каждому. С альтом иначе. Например, одна струна может звучать по-разному внизу и наверху. Очень много интересного и необычного в этом инструменте. Вплоть до экспериментов над звуком. Он позволяет проявить всю фантазию. И потом говорят, что альт очень приближен человеческому голос, - считает Даниил Гришин, гость Рязанской филармонии.

Даниил Гришин играет на альте с 13 лет. В его руках инструмент то поет, то срывается на крик, то звучит совершенно неальтовым тембром (например, дудуком). В 2000 году Д. Гришин выиграл IV Международный конкурс Юрия Башмета. 

- Даниил Гришин был подлинным открытием конкурса. Его музыкальные идеи были свежи и искренни. Особенно мне запомнилось исполнение пьесы Р. Шумана, - поделился своими воспоминаниями народный артист СССР Ю. Башмет.

Для рязанцев Д. Гришин вместе с РГСО исполнил концерт для альта с оркестром А. Шнитке. Это произведение написано в 1985 году просьбе Ю. Башмета. Композитор дважды сделал посвящение легендарному альтисту – на титульном листе партитуры и в одной из тем, где зашифровал его фамилию. В условной программе концерта – конфликт артиста-творца и социума, противостояние индивидуального и всеобщего. Трагическое по содержанию, произведение оказалось фатальным и в жизни самого композитора. Альтовый концерт стал последним творением, написанным А. Шнитке до страшного инсульта. Впоследствии он признавался, что тяжелую болезнь получил из-за концерта: «Я заглянул туда, куда человек не имеет права заглядывать».

На «бис» Д. Гришин показал публике альтовую непредсказуемость – в его исполнении струнно-смычковый инструмент зазвучал тембром… армянского дудука с его характерной приятной сиплостью и теплотой.

В концерте также прозвучала симфония №2 Я. Сибелиуса. Она была написана в 1902 году на волне успеха от премьеры Первой симфонии. 

- Кажется, будто Всевышний, сбросив с небесного свода камушки, из которых можно составить мозаику, повелевает мне соединить их в одно целое, - так композитор описал процесс создания произведения.

В музыке симфонии противопоставляются силы добра и зла, тьмы и света. Но здесь история заканчивается на мажорной ноте. Привычные для слушателей контрастные образы, уникальное композиторское письмо пришлись по вкусу слушателям, принявшим произведения с ободрением и даже восторгом. Сегодня симфоническое творчество Я. Сибелиуса – одна из вершин мирового музыкального наследия.


Возврат к списку